Содержание
сайта:

Полный отчет о подъеме танка

  • Рубрики
  • Дата публикации записи: 24.06.08 в 19:38

    17 июля в Черкасской области со дна заболоченного старого русла реки Горный Тикичь был поднят танк Т-34-76 обр.43 года с командирской башенкой (такой тип Т-34 стали выпускать на Челябинском танковом заводе в начале 1943 года, используя разработку командирской башенки к танку КВ-13). Этот подъем стал результатом как поисковых работ членов клуба «Красная Звезда», так и различной помощи многих организаций.

    Справедливости ради нужно сказать, что на первенство в обнаружении объекта могут претендовать несколько поисковых групп, преследовавших разные задачи, от сдачи в металлолом до продажи за рубеж. Некоторыми из них уже даже проводились работы. Но в результате поверки законности этих действий правоохранительными органами, все работы были остановлены, и информация была передана в Центральный музей Вооруженных Сил Украины. И именно по просьбе музея наш клуб взялся решить сложную задачу подъема боевой машины. Нам это удалось сделать и можно смело сказать, что впервые в Украине подобная акция была проведена с соблюдением всех требований законодательства (а это дело далеко не простое) и произвести подъем открыто для общественности. В этом мероприятии мы преследовали несколько целей. Основная из них — возможное обнаружение останков членов экипажа с последующей попыткой установить их имена. Так же сохранить танк для государства, попытаться его восстановить с последующим использованием в наших военно-исторических мероприятиях. И продемонстрировать общественности, что «Киевский клуб «Красная Звезда» при помощи дружественных партнерских организаций, способен проводить подобные работы на высоком уровне.

    Т

    еперь несколько слов о тех без кого данный подъем не состоялся бы. Все технические наземные работы проводил дружественный нам концерн «Київпідземшляхбуд», подводные работы выполняли сразу две организации – «Епрон – про» и НТО «Танаїс». Поддержку оказывали — ДПА Украины, МО Украины, МЧС, Мин Культ, СБ Украины, все руководство Черкасской области.

    Сам подъем доставил массу сложностей и вместо нескольких расчетных дней работы, непосредственно на объекте, длились две недели. Но, ни на минуту никто из участников не усомнился, что нам удастся довести начатое дело до победного результата. И мы этот сделали. Трудно передать те чувства, когда видишь, как на поверхности воды появляется боевая машина и нет краше пейзажа чем Т-34 на берегу реки в лучах заката. И мы не сомневаемся ,что скоро нам удастся вернуть боевую машину к жизни и она снова пойдет в бой, но уже в ходе военной реконструкции.

    Теперь краткий отчет о самом подъеме танка, его состоянии и возможной причине гибели.

    Танк находился в перевернутом состоянии, носовой частью к берегу на глубине 5м в носовой части и 8м на корме. На 60% корпус находился в песчаном дне, вся остальная часть была под трехметровым слоем ила. Для того что бы его извлечь провели размывочные работы, создав коридор в песчаном дне и через систему блоков, с помощью БАТа вытянуть танк на берег, а затем перевернуть.

    Внешний осмотр: Повреждения – трещины по всему корпусу танка, включая башню. Особенно сильно пострадало днище машины. Был сорван люк механика – водителя и запасной люк. Окраска корпуса сохранилась довольно хорошо. Судя по всему, он поверх краски был выбелен в белый цвет. К сожалению, не был обнаружен бортовой номер машины. Сохранность – узлов трансмиссии, двигателя и коробки внешне очень хорошее. В хорошем состоянии были все предметы находившиеся внутри, кроме тех что были пустотелые внутри. Они были смяты словно бумага. Это коснулось как огнетушителей и различных масляных шприцов, так и боекомплекта. Комплектация танка позволяла судить о том, что он недавно был выпущен с конвейера, что подтверждается маркировкой на катках – ХІІ–43г. (напомним, что танк погиб предположительно в январе-феврале 44г), а также на счетчике моторесурса была зафиксирована цифра – 38 часов. Из личных вещей экипажа была обнаружена только саперная лопатка и валенок. Не было так же обнаружено ни личного оружия, ни гранат. Лишь при размыве слоя песка (по качеству напоминавшему бетон) на башне танка был обнаружен приклад от ППШ. При осмотре ходовой части, в правой гусенице, было обнаружено бревно, 1.5м., которое находилось под верхней лентой, между корпусом и зубьями гусеницы, причем к тому же плотно упершись в направляющий каток, застопорившее саму гусеницу. На кормовом крюке висели остатки танкового троса. Так же при размыве были обнаружены масса осколков бомбы, предположительно 250 или 500 кг. и несколько деталей танка – командирский перископ, части аккумуляторных батарей, патроны и тд. (но как потом оказалось, все это части не с «нашего» танка).

    Воспоминания местных жителей (из живых свидетелей остался только дед, которому тогда было лишь пять лет, кстати все мирное население находилось на другой стороне реки, покинув село еще в начале боев) – во время зимних боев в январе – феврале 1944 года село несколько раз переходило из рук в руки. Во время «той» атаки советское подразделение вновь овладело селом, но затем под давление немцев (?) начало отходить за р. Горний Тикич. Во время переправы их накрыла немецкая авиация. Несколько танков (предположительно три) затонуло. Ширина реки в то время была 400 – 500м. вместе с заболоченной поймой. Танки отходили широким фронтом. В один из них было прямое попадание. «Наш» затонул опрокинувшись после того как бомба взорвалась совсем рядом. В пятидесятых годах метрах в 20 от того места где был обнаружен «наш» танк, был вытащен из воды огромный кусок бортовой брони с несколькими катками.

    Исходя из анализа состояния «нашего» танка, а также обобщая его с воспоминаниями, мы можем предложить свою версию его гибели. В ходе отступления – наступления танк поймал клин правой гусеницы (наличие бревна). Экипаж покинул танк и пытался устранить поломку или просто буксировать его по льду вторым танком (остатки буксировочного троса). То, что они не могли его просто бросить это факт. За это экипаж зарабатывал штрафную роту. Именно в этот момент их накрыла авиация противника. В тянущий танк произошло прямое попадание бомбы, «наш» затонул и был опрокинут последующим взрывом уже находясь в воде. Бомба взорвалась рядом, тем самым гидроударом повредив корпус и все, что содержало воздух внутри танка. Можно так же утверждать, что экипаж в это время находился рядом. Теперь нам предстоит через архив установить какое советское подразделение участвовало в том бою и что докладывал командир этого подразделения о случившемся под с. Зарубенцы в один из дней зимой 44-го года.

    

    Комментарии к посту18 комментариев

    Оставить комментарий


    Имя *

    Почта *

    Сайт

    Коментарии