Содержание
сайта:

Описание происходивших событий на русском языке

  • Рубрики
  • Дата публикации страницы: 12.01.08 в 6:41

    Круты

    В условиях Гражданской Войны на территории бывшей Российской Империи большое значение имели железные дороги. В отличии от сражений Первой Мировой Войны, когда железные дороги использовались в основном для стратегических перебросок войск на театр военных действий, железные дороги сами превратились в поле боя. В отсутствии сплошного фронта, малочисленности, разбросанности и смешение отрядов, поддерживающих те или иные политические силы бронепоезда и эшелоны с войсками перебрасываемые по железным дорогам давали возможность склонить политическую ситуацию в свою пользу сперва в крупных городах, а потом пытаться распотранять свое влияние и на окружающюю их территорию.

    Наиболее ярко эта особенность Гражданской Войны проявилась в скоротечном вооруженном конфликте между Советом Народных Комиссаров Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (“большевики”, “красные”) и правительством Украинской Народной Республики, независимость которой была провозглашена в Киеве в январе 1918 года.

    Не будет большим преувеличением сказать, что сторонниками УНР были в основном зарождающяяся национальная интелигенция, национально-сознательная часть бывших царских офицеров и чиновников украинского происхождения, часть крестьян – одним словом люди, для которых приоритетом было создание своего национального государства.

    В тоже время рабочие крупных промышленных центров, железнодорожных узлов, шахтеры Донецкого бассейна в большей мере симпатизировали “большевикам” в силу привлекательности выдвигаемых “большевиками” на тот момент социальных и пацифистких лозунгов.

    В таких условиях появление даже сравнительно небольшого вооруженного отряда сознательных сторонников той или иной политической силы могло кардинальным образом изменить политическую ситуацию – как это произошло в Харькове, Полтаве, Екатеринослве, Александровске, Одессе и других менее крупных населенных пунктах Украины.

    С другой стороны, даже совсем крошечный по меркам Мировой Войны отряд решительных и преданных своему делу людей, удерживая важный железнодорожный узел, участок железной дороги, разрушая пути и инфраструктуру мог долгое время противостоять продвижению значительно превосходящих его сил противника.

    Именно таким отрядом, сохранившим верность УНР, был сводный отряд командира куреня ( батальона) 1-й имени гетмана Богдана Хмельницкого Юнацкой ( юнкерской) Военной Школы сотника Аверкия Гончаренко, давший в районе ж/д станции Круты бой отрядам бывшего полковника царской армии Михаила Артемьевича Муравьева — командующего “Восточным фронтом” большевиков.

    Станция Круты находилась на железной дороги Киев-Курск, в 150 км восточнее Киева и 40 км западнее крупного железнодорожного узла Бахмач, к которому сходились железные дороги Гомель-Бахмач, Харьков-Ворожба-Бахмач, Полтава-Ромны-Бахмач. Второй железной дорогой, ведущей к Киеву с восточного направления была железная дорога Киев-Полтава-Харьков, вдоль нее движение отрядов Муравьева сдерживали войска УНР под командованием Симона Петлюры.

    Отряд сотника Гончаренко имел первоначальной задачей оборонять Бахмач, к которому двигались советские отряды со стороны Гомеля, Харькова и Полтавы. По мере приблежения этих отрядов к Бахмачу в городе все более радикальными становились пробольшевицкие настроения в среде рабочих местного депо, количество которых, по словам сотника Гончаренко достигало 2 тысяч. В таких условиях сотник не видел дальнейшей возможности удерживать Бахмач и, разрушая за собой железнодорожные пути, отвел свой отряд к станции Круты. Туда же рано утром 27 января 1918 года прибыло и пополнение в виде Студенческой сотни ( роты)– волонтерского формирования, состоящего из прошедших ускоренный курс военной подготовки студентов киевских ВУЗ-ов и учащихся старших классов гимназий.

    Таким образом, отряд сотника Гончаренко состоял из 4 рот Военной Школы , роты студентов-волонтеров , роты добровольцев из числа Вольного Казачества Черниговщины и импровизированного бронепоезда, всего 500 -700 штыков при 16 пулеметах и одном трехдюймовом орудии, установленном на ж/д платформе. Кроме этого отряда, в Нежине находился полк имени Т.Шевченко, который формально входил в состав войск УНР, но помощи обороняющимся не оказал, а по завершению боя и вовсе заявил о своем переходе на сторону большевиков.

    В состав “Восточного фронта” большевиков были сведены отряды московских, петроградских, харьковских, донецких рабочих-красногвардейцев, отряд балтийских матросов, солдаты стрелковых и запасных пехотных полков бывшей царской армии. Всего более 6 тысяч штыков, два бронепоезда, 15 полевых орудий. Наступление на Киев “Восточный фронт” вел по двум направлениям – вдоль жд Гомель-Бахмач-Киев ( “1-я Минская революционная армия т.Берзина”) и вдоль жд Харьков-Полтава-Киев (“2-я революционная армия т.Егорова”). Восточнее Бахмача, в районе Конотопа из разнообразных отрядов формировалась “3-я революционная армия”. Основной удар планировалось наносить войсками 1-й (3400 штыков, бронепоезд и 12 орудий) и частью сил 2-й армии (2300 штыков и бронепоезд ), для чего они начали концентрироваться в районе станции Бахмач. Передовые отряды большевиков, после занятия Бахмача, продвигались в восточном направлении по следам сводного отряда сотника Гончаренко, пытаясь восстановливать разрушаемые им объекты железной дороги и достигли накануне боя станции Плиски, в 15 км восточнее Крут.

    Будучи опытным офицером, сотник Гончаренко конечно же понимал, что при таком численном соотношении ему не удастся остановить и наступление большевиков. Но с другой стороны, его отряд начиная с конца 1917 года вел успешные сдерживающие действия придерживаясь тактики маневренной обороны, которая просто идеально подходила для текущих условий войны. Юнкера и офицеры его отряда получили в этих боях необходимый опыт, а появление студентов-волонтеров, несмотря на их малочисленность и необученность подняло боевой дух отряда, было воспринято как знак грядущих перемен ситуации в лучшую сторону. В такой обстановке сотник принял решение дать оборонительный бой, свои отряды по обе стороны железнодорожного полотна в 1-2 км восточнее Крут. Сутденты оборонялись севернее, а три сотни юнкеров – южнее железнодорожной насыпи. Передовые отряды в виде орудийной площадки и четы юнкеров действовали в направлении станции Плиски, ведя разведку противника и обстреливая артиллерийским и ружейно-пулеметным огнем передовые отряды красных. Боковой дозор (чета юкеров), высланный ранее в направлении Чернигова и вернувшийся к началу боя, своим огнем фланкировал позиции студентов. Одну сотню юнкеров Гончаренко выделил в резерв.

    Его противник – бывший полковник царской армии Муравьев – был назначен на должность командующего “Восточным фронтом” непосредственно накануне боя. Таким образом , честолюбие этого человека, сочетавшего в себе несомненные таланты и ужасные пороки, мнящего себя “красным Бонапартом”, было разогрето до наивысшей точки кипения. Он предавал огромное значение своему первому бою в качестве командующего фронтом – ему нужно было не просто вытеснить противника с очередного участка железнодорожной колеи, а ознаменовать свое вступление в должность громкой победой. Совершенно справедливо считая отряд Гончаренко грозным противником, он со всей серьезностью отнесся к подготовке такой победы и стремился собрать в районе Крут наибольшее количество войск, которое позволило бы ему охватить фланги противника и концентрическим ударом разгромить отряд Гончаренко и овладев станцией открыть себе путь движения к Киеву. Таким образом, ему в течении дня 29 января стянуть к станции не менее 2500 штыков, выстроив охватывающий фронт общей протяженностью до 5 километров. Начиная с 16-00 цепи красных начали медленно выдвигатся в сторону Крут. Орудийная площадка сотника Лощенко, действуя вдоль железной дороги продолжала обстрел противника, который впрочем был затруднен в силу узкого сектора обстрела, который имело полевое орудие установленное на жд платформе.

    Артиллерия красных, представленная полевыми орудиями на позициях и зенитными орудиями бронепоезда, имевшими круговой сектор обстрела, начала бомбардировать позиции обороняющихся. Вначале обстрелу подверглась собственно станция, потом артиллерия “нащупала” боевые порядки обороняющихся и сконцентрировала огонь на их правом фланге. На этом же участке и планировался прорыв оборонительных позиций.

    Выдвижение от станции Плиски до станции Круты заняло у красных примерно четыре часа, таким образом, атака на станцию Круты продолжалась в течении часа с 20-00 до 21-00 вечера. Атака производилась по всем правилам полевого сражения, но темп ее был низким поскольку красногвардейцы и матросы имели в основном опыт уличных боев, а штыковые броски на довольно плотно обеспеченную огнем оборону в чистом поле и по глубокому снегу успеха не приносили и оборачивались высокими потерями. Потери несли и обороняющиеся, особо критичными оказались потери командного состава – из имевшихся 20 офицеров убитыми и раненными выбыло из строя 10, включая командира студенческой сотни Омельченко. Такая положение дел грозило потерей управления отрядом, который был растянут на фронте протяженностью в 2 км, разделен высокой железнодорожной насыпью и действовал фактически в условиях ночного боя. Таким образом, сотник Гончаренко принял решение отвести свой отряд к эшелону, который стоял в нескольких километрах восточней станции и через Нежин двигаться в направлении Киева. В бой была введена резервная первая сотня юнаков, которая получила задачу обеспечить отход отряда. Отход отряда должен был начаться выведением из боя левофланговой студенческой сотни, за которой отводились вторая, третья и четвертая сотни юнаков. Правофланговыми сотнями этот план был реализован, но после окончания отхода обнаружилось, что к месту сбора не прибыла одня чета из состава студенческой сотни – в ее судьбе свою роковую роль сыграли все вышеперечисленные факторы. Плохобученные студенты, оказавшись вне контроля командования отряда расстерялись в темноте и вместо того, что бы двигаться к месту сбора пошли на огни станции Круты, которая в это время была уже в руках большевиков. То ли по причине больших потерь, понесенных в ходе боя, то ли руководствуясь иными соображениями, большевики казнили 27 человек из состава пленных, а семерых раненных – отправили в Харьков. Общие же потери отряда сотника Гончаренко убитыми, пропавшими и раненными составили 250 – 300 человек (безвозвратные потери – 70 – 80 человек). Потери красных принято оценивать как 300 убитых и неизвестное количество раненных.

    Таким образом закончился бой под Крутами. Следующим рубежом обороны для войск УНР стала станция Бобрик, на которой отряд Гончаренко соединился с отрядом Симона Петлюры.

    

    Комментарии к посту

    Нет комментариев

    Оставить комментарий


    Имя *

    Почта *

    Сайт

    Коментарии