Содержание
сайта:

Рассказ поисковика

  • Рубрики
  • Дата публикации записи: 10.02.08 в 0:14

    18 ноября 2005 года война вновь наполнила о себе. В посёлке Конча Заспа, что под Киевом, на Мемориальном комплексе с часовней были перезахоронены, с отданием всех воинских, гражданских и религиозных церемоний, останки 48-ми солдат бывшей Красной Армии. 38 солдат погибших в 1941 и 10 погибших в 1943 годах. Из них удалось установить лишь имена 4 человек.

    Останки солдат собирали вокруг Киева по разным лесам, там, где они остались лежать с той войны. Кто погиб от бомбёжки, кто от пули, ранений. В каждом из случаев смерть выглядит одинаково.

    Семеро солдат найдены в санитарном захоронении Березанского леса. Это установили по таким деталям. У большинства из них явные следы тяжёлых ранений, кто без руки, кто без ноги. На местах переломов ног подложены немецкие – трофейные медицинские шины, сохранились остатки жгутов. При этом все красноармейцы лежали в одном нижнем беье, никакой амуниции. Прибор их обнаружил в запаханном лесу в аккурат по этим шинам. Десять километров от этого места, в середине 90-х годов были найдены немецкие госпитальные солдаты с такими же шинами.
    Рядом возле спиленного дуба лежал нагрудный знак ГТО «Готов к труду и обороне» учреждённый в 1932 г.7 № 1921396. Предположительно сорван с гимнастёрки, т. к. был без подвески и положен в пилотку, тут же лежала звёздочка. Обследованное место показало, что здесь пленили не успевших отойти красноармейцев. Везде разбросаны патроны, деньги (монеты), пуговицы, личные вещи, амуниция. Встречаются ключи от сейфов.

    Нередко волонтёрам из общественной организации «Поисковое общество им. Героев Обороны» приходится собирать кости уже разрытых солдат, после мародёров. Таких людей интересуют в первую очередь ценные вещи, всё остальное бросается на месте как никому не нужное. Медаль или орден они заберут и установить имя бойца будет невозможно. Был один такой случай, в 2002 году возле с. Дмитриевка, в уже разрытом окопе, в выброшенной земле вперемешку с костями нашли орден Красной Звезды. Тогда удалось установить имя, но родственников пока не нашли. Задаёшся вопросом, с какой целью и как нужно было копать, чтобы «выбросить» боевую награду.

    У некоторых павших находили пластмассовые медальоны. Многие из них были пустыми7 либо же с чистыми не заполненными бланками или бумажками. И всё же на читаемых бланках удалось прочесть такие имена:

    1. Кучеренко Павло Арсентевич, младший командир, 1.09.1922г. р., украинец. Уроженец Киевской обл., Фастовского р-на, города Фастова, ул. Пушкина 21. на обороте вкладыша надпись: «Если случайно матери нет, прошу сообщить Кучеренко Нине Остаповне по адресу: Фастов, улица Пушкина № 23».

    2. Плишаков Иван Яковлевич, 1915г. р.. Уроженец Новосибирской обл., Сузунский р-н, д. Шагаева, с/сов. (жене) Плишаковой Александре Фёдоровне. Написано 7/09.41г.

    3. Трюхонь Трофим Григориевич, второй пулемётчик, 1911г. р.. Украинец, Сталинская обл., г. Красноармейск, р-н Гожи, Димитровский с/сов. Адрес семьи казармы ЖДО.

    4. «Николай Сергеевич Порфирьев (1919.4.10) Киев, Жадановского 43/12». Эта надпись была нацарапана на внутренней стороне крышки карманных часов.

    Волонтёрам удалось отыскать родственников одного из них, Кучеренко Павла Арсентьевича, которые проживают в г. Фастов, на той самой ул. Пушкина, № 13 возле речки. Ими оказались Кучеренко Николай Николаевич, Кучеренко Татьяна Викторовна, Кучеренко Сергей Николаевич, Кучеренко Татьяна Валентиновна. Погибший Павел Кучеренко был призван в действующую армию за две недели до войны. От него пришло несколько писем, и после этого наступило молчание. Пропал без вести. Сохранилась одна его фотография, сделанная на призывном пункте.

    В день захоронения падал первый мокрый снег. Старшие люди говорили: «Если по погибшим никто не плачет, по ним плачет природа». Место под захоронение в посёлке Конча-Заспа было выбрано не случайно. Мемориальный комплекс с часовней построен на нейтральной полосе боевых действий начала войны. Именно в этих местах во второй половине дня 3 августа 1941 года была проведена контратака частями одного отряда генерал-майора Ф. Н. Матыкина. Советским войскам противостояли части 279-го пехотного полка 95-й пехотной дивизии Вермахта. Части советских и немецких войск были «знакомы» друг с другом, начиная с оборонительных боёв под Фастовом, где они сошлись в первом бою в 20-х числах июля. Немцы с большим трудом «прогрызали» советскую оборону, а наши воины так и не смогли закрепиться в районах Марьяновки – Василькова и постепенно отошли на линию обороны Киевского укрепрайона.

    Мемориал поделен для захоронений: гарнизонов ДОТов, солдат, погибших в 1941-м и отдельно – в 1943-м годах. Он был сделан по проэкту поисковика инструктора А. В. Кравченко, при поддержке коллектива Юго-Западной железной дороги, начальника А. М. Кривопишина, Голосеевской районной государственной администрации г. Киева, зам. начальника П. Ф. Жука. В перезахоронении принимали участие курсанты и солдаты Киевского гарнизона. Всего на мемориале захоронено 375 человек.

    С.Белоконь
    Фото с захоронения
    Фото с поисковых экспедиций

    

    Комментарии к посту10 комментариев

    Оставить комментарий


    Имя *

    Почта *

    Сайт

    Коментарии