Миус-фронт и Саур-Могила
В начале ноября 1941 года фронт остановился на Миусе и Северском Донце. Постоянные контратаки наших войск сковывали большие силы врага на южном крыле в ответственный период битвы под Москвой.
По Миусу на подступах к городу Красный Луч заняла оборону 383-я стрелковая дивизия, далее на юг по реке — 395-я стрелковая дивизия, сформированные из шахтеров. На этом участке 27 суток продолжались ожесточенные бои. Во взаимодействии с 136-й стрелковой дивизией шахтеры-воины выбили фашистов из села Дмитриевки и соседних хуторов. К этому времени по всему Миусу от его истоков в районе станции Дебальцево до Азовского моря положение стабилизируется, войска переходят к обороне.
Мемориальный комплекс на Саур-Могиле
Противник занимал правый берег реки, который выше, чем левый, и имеет много удобных для обороны обрывов. Многочисленные высоты и овраги между ними давали возможность надежно спрятать артиллерию.
Гитлеровцы сразу начали сооружать укрепления. Для этой цели они использовали лес шахтных складов, рельсы, разбирали каменные дома. Под угрозой расстрела гнали сюда на работы женщин, стариков, детей.
Жестокий террор не помог захватчикам. За 22 месяца, которые хозяйничали фашисты в городе Снежное, им не удалось наладить угледобычу. С каждым днем росло, ширилось сопротивление врагу.
Подпольной группой в поселке Орехово-Болдырево руководили учителя Ю. И. Кочетов и Г. И. Лебедев. Патриоты распространяли листовки, проводили диверсии на железнодорожном транспорте, срывали восстановление шахт. На станции Софьино-Бродская молодые подпольщики В. Гайдук, Л. Кармаев, В. Лата, А. Перегудов, В. Петькин сожгли военный продовольственно-вещевой склад, который фашисты разместили в помещениях Заготзернб. Инвалид труда, бывший шахтер И. П. Покидченко помог бежать из лагеря 50 советским военнопленным.
Имена многих героев, погибших в трудной партизанской борьбе, остались неизвестными. Одни гибли, на их место вставали другие.
Всю зиму 1941—1942 годов на Миусе стояло относительное затишье, велись бои местного значения.
Летом 1942 года ценой больших потерь врагу удалось прорваться к Волге и в предгорья Главного Кавказского хребта. Героическую оборону Сталинграда историки называют сражением века. Здесь был окончательно похоронен миф о непобедимости германской армии. Начавшееся 19 ноября 1942 года контрнаступление советских войск привело к окружению 330-тысячной группировки врага в междуречье Волги и Дона. Менялся весь ход второй мировой войны.
5 февраля 1943 года войска Южного фронта включились в Донбасскую операцию. За 12 дней они прошли с тяжелыми боями от нижнего течения Дона и Северского Донца до Миуса.
Миус-фронт должен был стать, по замыслу гитлеровцев, фронтом мести за поражение под Сталинградом. К лету здесь была готова мощная оборонительная линия. Она состояла из трех полос. Первая проходила по правому берегу Миуса и имела глубину до 12 километров. Для фортификационных сооружений широко использовались частые скалы и обрывы, высоты, Саур-Могила. Глубина минных полей доходила до 200 метров. Каждый квадратный километр был усеян пулеметными точками под бронированными колпаками.
Вторая линия обороны противника проходила по правому берегу , речек Мокрый Еланчик и Крынка, а далее по линии Мануйловка, западнее станции Мочалинский, Андреевка, Красный Кут. Третья линия шла по западному берегу Кальмиуса, потом восточнее Сталино, Макеевки, Горловки.
Весь этот огромный район был изрыт окопами, траншеями, противотанковыми рвами. Фашистское командование особое внимание уделяло использованию населенных пунктов. По всей глубине укрепленной полосы, которая занимала 45—50 километров, насчитывалось около 600 опорных пунктов и узлов сопротивления.
Нашим войскам предстояло действовать в очень сложных условиях. Тщательно изучался район, где предусматривались наступательные операции. Воздушная разведка дала штабам ценные фотоснимки всех оборонительных полос по ту сторону Миуса. Проводились занятия по взаимодействию разных родов войск в наступлении. Политработники широко развернули массово-политическую работу.
5 июля противник перешел в наступление на узких участках Курского выступа. Ставка Верховного Главнокомандования; чтобы не дать возможности врагу маневрировать своими резервами, приказала почти всем фронтам вести активные наступательные действия.
Южному фронту на подготовку отводилось всего 7—8 суток. В составе фронта действовали 51-я армия (семь стрелковых дивизий и танковая бригада), 5-я ударная армия (семь стрелковых дивизий, танковая бригада и танковый полк), 2-я гвардейская армия (шесть стрелковых дивизий и два механизированных корпуса), 28-я армия (шесть стрелковых дивизий, танковая бригада и танковый полк), 44-я армия (три стрелковые дивизии). Их с воздуха поддерживала 6-я воздушная армия.
Планировалось, что главный удар на рубеже Дмитриевка— Куйбышево протяженностью 30 километров наносят 5-я ударная и 28-я армии, остальные содействуют им.
В 6 часов утра 17 июля артиллерийской подготовкой началось наступление. За первый день войска 5-й ударной после тяжелых боев (Продвинулись всего на 2—6 километров. 18 июля вышли на рубеж Степановка, Мариновка, которые севернее Саур-Могилы. На правом берегу Миуса образовался плацдарм примерно 10 километров в глубину и столько же в ширину. В это время враг бросает в бой из своего оперативного резерва все новые части.
Советские воины проявили величайшую стойкость и мужество. Только за один день 22-й гвардейский артиллерийский полк из 36 орудий потерял 17. Погибла или получила ранения (половина личного состава. Но несмотря на такие потери, гвардейцы держались.
Все новые и новые контратаки гитлеровцы нацеливали на село Степановку, но продвинуться не смогли. Ночами на окраине села, наши воины подготовили окопы, построили блиндажи. Поврежденные танки закапывали, хорошо маскировали и использовали как постоянные огневые точки.
Поскольку взять в лоб Степановку не удалось, фашисты бросили большие силы южнее и севернее от села, чтобы окружить его. 30 июля со стороны Снежного пошли в наступление больше 100 танков. Наша противотанковая артиллерия молчала, пока они подошли метров на 200. А потом вместе с танкистами открыла дружный прицельный огонь. Завязалась дуэль. 20 вражеских танков загорелись, остальные начали отходить.
Одновременно фашисты наступали на село со стороны балки Кирносовой (теперь здесь сооружен пруд). Им удалось на окраине захватить два дома.
Но хорошо замаскированные пехотинцы с противотанковыми ружьями не пропускали дальше вражеские танки. Как только стальная громадина равнялась с ними,
бронебойщики стреляли в ее борт, где броня была слабее. Здесь уже горело семь танков. Другие не решались двигаться вперед.
В сообщении Совинформбюро 30 июля 1943 года говорится: «В Донбассе, юго-западнее Ворошиловграда, наши войска отбивали атаки крупных сил пехоты и танков противника. За 30 июля наши войска подбили и уничтожили 103 самолета противника, из них 95— в районе Донбасса».
Стойко сражались бойцы 295-го гвардейского полка под командованием Героя Советского Союза А. М. Волошина. Степановка уже окружена, потеряна связь с соседями — другими подразделениями 96-й гвардейской стрелковой дивизии, которые отошли на 2—3 километра восточнее села. Но полк держал оборону, И только тогда, когда вражеское кольцо стало смыкаться, командир полка дает приказ идти на прорыв. Сам он выходил последним с группой разведчиков и ротой автоматчиков.
31 июля контрудар противника повторился, В сложившейся обстановке войска Южного фронта не смогли прорвать сильно укрепленную оборону врага на Миусе. Они получили приказ отойти на левый берег реки.
Военные историки подчеркивают большое стратегическое значение июльского наступления наших войск на Миусе и Северском Донце. Оно не только лишило противника возможности перебрасывать из Донбасса подкрепления на Курскую дулу, но и заставило его снять с Белгородско-Харьковского направления до пяти танковых дивизий, крупные силы авиации и бросить сюда.
ПРОРЫВ
13 августа 1943 года командующий Южным фронтом генерал Ф. И. Толбухин провел совещание командиров соединений.
— Два раза пришлось прорывать Миус-фронт. Будем прорывать в третий раз. Другого пути в Донбасс у нас с вами нет, — сказал он.
Главная задача возлагалась снова на воинов 5-й ударной армии под командованием генерала В. Д. Цветаева, Удар следовало наносить на левом . фланге от села Дмитриевки до Куйбышево и наступать на Кутейниково.
Армия в своем составе имела девять стрелковых дивизий, истребительно-противотанковую артиллерийскую бригаду, танковую бригаду и части усиления. В первом эшелоне находились четыре стрелковые дивизии.
Южнее Куйбышево должны прорывать оборону противника 2-я гвардейская армия под командованием генерала Г. Ф. Захарова и 28-я армия, которой командовал генерал В. Ф. Герасименко. В первый день наступления предполагалось ввести в прорыв на участке 5-й ударной армии 4-й гвардейский механизированный корпус.
Мемориальный комплекс на Саур-Могиле
На участке прорыва, занимавшем 25 километров фронта, было сосредоточено до двух тысяч орудий и минометов. Дополнительно к этому привлекалось шесть полков гвардейских минометов («катюш») и бригада М-31. Плотность артиллерии на один километр была доведена до 93 орудий и (минометов.
18 августа перед рассветом прошли короткие митинги, а на переднем крае — беседы. Был объявлен приказ
о наступлении. Воины клялись беспощадно громить оккупантов.
В 6 часов утра началась артиллерийская подготовка. Орудия били по ранее разведанным целям. В подавление огневых средств противника включилась авиация.
В 7 часов 15 минут поднялась пехота, пошли танки.
Житель города Снежное Я. Ф. Листопад, который участвовал в этом прорыве, вспоминает:
— Я был сапером. Еще ночью мы сделали проходы для танков в минных полях. Но в пыли танкисты не видели установленных вешек. Танки могли сойти в сторону с подготовленной для них дороги и подорваться. Я поднялся в полный рост, кричу танкистам, чтобы двигались вслед за мной. Так на своем участке провел танки через минное поле. Ни один из них не подорвался. Меня тяжело ранило.
К исходу дня бойцы 5-й ударной армии прорвали вражескую оборону шириной 16 километров и продвинулись в глубь ее на 10 километров, приблизились к Саур-Могиле. Итак, главная полоса укреплений на этом участке была прорвана.
В 23 часа в прорыв вводится 4-й гвардейский механизированный корпус под командованием генерала Т, И. Танасчишина, Его задача — не дать возможности гитлеровцам зацепиться за рубеж второй линии обороны по реке Крынке. К утру 19 августа корпус продвинулся вперед более чем на 20 километров. На правом берегу Крынки был захвачен плацдарм.
Вражеская группировка была рассечена на две части. Чтобы отрезать этот клин, неприятель наносит два встречных удара с севера и с юга на Семеновское и Алексеевку. Ему удается овладеть этими населенными пунктами. Основание нашего прорыва сузилось до трех километров. Над передовыми частями советских войск нависла угроза окружения.
Наше командование принимает срочные меры. Прежде всего сюда брошены крупные силы авиации Южного и Юго-Западного фронтов. Только за один день сделано более 1000 самолетовылетов. Началась борьба за господство в воздухе. В воздушных боях над районом прорыва сбито 38 вражеских самолетов.
21 августа соединения 5-й ударной армии (126-я, 387-я стрелковые дивизии и 140-я танковая бригада),
а также 4-го механизированного корпуса {36-я танковая и 14-я механизированная бригады) нанесли удар по контратакующему противнику. Семеновское было снова занято. 2-й гвардейские механизированный корпус освободил Алексеевку. За 4 дня боев гитлеровцы потеряли до 7000 солдат и офицеров
Когда поднимешься на Саур-Могилу и зайдешь за памятник, то увидишь перед собой равнину, густо изрезанную балками и оврагами. Как раз на этой равнине шли основные бои. Саур-Могила еще была в руках врага, и ее господствующее положение над местностью давало ему много преимуществ.
Хотя враг был оттеснен за Крынку, но в районе Успенки он сохранил за собой плацдарм на левом берегу реки.
23 августа 4-й гвардейский механизированный корпус перешел в наступление и внезапным ударом овладел важным узлом — Донецко-Амвросиевкой. Итак, перерезана железная дорога, по которой снабжался 29-й армейский корпус 6-й армии противника, оборонявшийся в районе Таганрога. А 2-я гвардейская армия в результате стремительного продвижения подошла к Успенке.
Прибывшие подкрепления с других участков фронта гитлеровское командование сразу бросает в контратаки. Но вражеские танковые дивизии не в силах изменить положение. Советские воины героически отстаивали каждую пядь освобожденной земли.
Войска Южного фронта перешли в решительное наступление на всем участке. Левый фланг 5-й ударной армии продвинулся до 20 километров, правый — на 4—6 километров. Командование фронтом решает провести сложный и смелый маневр: повернуть армию в северо-западном направлении и зайти в тыл врага, который оборонялся в районе Снежного и Красного Луча.
В боевые порядки вводятся новые части, 27 августа в распоряжение командующего 5-й ударной армией прибыла 271-я стрелковая дивизия. Она вошла в состав оперативной группы и должна была вместе с 99-й и 127-й стрелковыми дивизиями наступать в направлении Петровское-Мануй ловка. Предусматривались также два вспомогательных удара: один — на Сауровку, другой — на Свистуны.
В ночь на 27 августа 4-й гвардейский кубанский казачий кавалерийский корпус вместе с частями усиления перешел в наступление. В полосу прорыва был введен 4-й гвардейский механизированный корпус.
Мемориальный комплекс на Саур-Могиле
В течение ночи конники и танкисты овладели Екатериновкой, взяли Кутейниково и повернули на юг. К середине дня они прошли по вражеским тылам 30—35 километров.
В борьбе с ненавистными оккупантами большую помощь войскам оказывало население. Патриоты резали телефонные провода, выводили из строя технику, спасали имущество от разграбления и увоза в Германию.
Тяжелые бои наступления, чередующиеся с отражением контратак, не прекращались ни днем, ни ночью. Примеры высокой стойкости и мужества показывали коммунисты и комсомольцы. Они всегда первыми шли в огонь сражений.
29 августа кавалеристы, наступавшие на юг, вышли на побережье Миусского лимана Азовского моря, а 4-й гвардейский механизированный корпус достиг побережья Таганрогского залива. Таким образом, части 29-го армейского корпуса противника, оборонявшие Таганрог, были окружены.
Войска 5-й ударной армии вели бои за овладение отдельными населенными пунктами. 31-й гвардейский стрелковый корпус занял Мариновку, которая полностью была сожжена гитлеровцами, подошел к Степановке, превращенной в важный опорный пункт.
Когда 29 августа были освобождены Сауровка и Свистуны, начался штурм укреплений на легендарной высоте. К подножию Саур-Могилы подошли части 96-й гвардейской стрелковой дивизии под командованием гвардии полковника С. С. Левина. В этих боях особую стойкость и отвагу проявили воины 295-го стрелкового, полка, которым командовал Герой Советского Союза А. М. Волошин, Заняв высоту 183,0, полк нарушил прочность всей вражеской обороны на этом участке.
Дивизионной разведке под командованием младшего лейтенанта Шевченко поставлена задача разведать укрепления на высоте. В ночь на 30 августа группа дважды пыталась просочиться через передний край противника
и оба раза безрезультатно. Ей приказывают, пока не рассвело, сделать третью попытку.
Разведчики сумели пройти через все заслоны. Уничтожили обслугу двух пулеметов на своем пути, пробрались на высоту и установили там красный флаг.
Гитлеровцы утром всполошились. Это для них было совершенно неожиданным. Вскоре они поняли, что в их тылу небольшая группа смельчаков. В течение дня 12 раз предпринимались атаки, которые поддерживались сильным огнем артиллерии и минометов.
Младший лейтенант Шевченко погиб. Место командира занял старшина С. Кораблев. Враги окружили гвардейцев. Но отважные воины не дрогнули, стояли до последнего.
Позже в заметке, опубликованной 3 сентября 1943 года в газете «Советский боец», старшина С. Кораблев писал: «Они пытались взять нас то слева, то справа, обстреливали с самоходных пушек и танков. Но ничего у них не выходило. «Умрем, но не уйдем отсюда!» — передал я по цепочке. И каждый дрался, как лев, потому что понимал: сражаемся за Донбасс, за родную Украину».
Вот имена этих семнадцати: младший лейтенант Шевченко, старшины И. Беремеев и С. Кораблев, рядовые И. Дудка, Г. Бондаренко, Н. Иванов, И. Алешин, А. Гаин, С. Селиванов, Н. Симаков, К. Калиничев, Н. Черепов, И. Гавриляшин, К. Петряков, В. Лобков, Меркулов, В. Кобзев.
На штурм Саур-Могилы пошли советские танки. За ними устремилась пехота. Саур-Могила была взята.
Враг отступал. В 31-м гвардейском стрелковом корпусе 5-й ударной армии был создан передовой отряд. В его состав вошло 5 танков и 70 автоматчиков. Он пошел по тылам гитлеровцев, вызывая там большую панику.
Отряд подорвал железную дорогу Чистяково-Иловайск, заминировал в районе станции Сердитая шоссейную дорогу, которые были главными магистралями для отступающих. Потом ворвался в Катык и, заняв круговую оборону, продержался там до подхода основных войск.
Командующий 5-й ударной армией генерал В. Д. Цветаев даёт приказ 1 сентября 1943 года в 5 часов утра всем дивизиям первого эшелона перейти в решительное наступление. День принес отрадные результаты. Освобождено 29 населенных пунктов. Среди них Первомайское, Ремовка, Снежное, железнодорожные станции Софьино-Бродская, Мочалинский, Скосырская и другие. 51-я армия в этот день тоже сделала рывок вперед и освободила город Красный Луч.
2 сентября 5-я ударная продвинулась на 10—15 километров, освободила 20 населенных пунктов, в том числе Рассыпное, Чистяково, Алексеево-Орловку, Сердитое, Постниково, Катык и другие.
В результате выхода советских войск в ряде мест за вторую оборонительную линию Миус-фронта она практически потеряла свое значение. Теперь наиболее сильно укрепленный рубеж проходил по третьей линии: восточнее Горловки, через Макеевку, восточнее Сталино и далее на юг по реке Кальмиус 3 сентября части 34-й гвардейской, 40-й гвардейской и 320-й стрелковых дивизий завязали бои за Енакиево. Здесь заканчивается начатое 5-й ударной армией наступление на север, она снова повернулась фронтом на запад, в глубь Донбасса.
4 сентября был взят крупный железнодорожный узел Иловайск. 5 сентября освобождена Горловка, 6 сентября — Макеевка. 8 сентября было очищено от врага Сталино.
Массовый героизм, высокие образцы мужества и отваги, стойкость советских воинов в тяжелой борьбе за освобождение Донбасса всегда будут жить в памяти народной. Встали обелиски в городах и селах, возле больших дорог, на лесных опушках. В музеях собраны материалы о ратных делах солдат и офицеров, освободителей нашего края. Красные следопыты ведут неустанный поиск. Благодаря им стали известны имена многих героев.
Комментарии к посту