Григорьевский десант
На самом южном фланге советско-германского фронта — в районе Одессы — к концу лета 1941 г. сложилось очень тяжелое положение. Ценой огромных потерь немецко-румынским войскам удалось значительно потеснить наши части и, приблизившись к городу на 10 -12 км, взять под обстрел полевой артиллерией Одесский порт и входной фарватер, проходивший всего в 4-5 милях от побережья. Систематические огневые налеты дальнобойных батарей, установленных вблизи населенных пунктов Чебанка и Гильдендорф, сильно затрудняли проведение портовых погрузочно-разгрузочных работ, создавали реальную угрозу срыва снабжения осажденного города. Единственным выходом из создавшейся ситуации было проведение контр-наступательной операции, важную роль в которой предстояло сыграть Григорьевскому десанту.
Замысел операции состоял в том, чтобы внезапным совместным ударом 421-й и 157-й стрелковых дивизий из района Фонтанки, Ильичевки, Куяльницкого лимана и тактического морского десанта из района деревни Григорьевки отбросить находящиеся на этом участке 13-ю и 15-ю румынские пехотные дивизии на 15 — 20 км и таким образом исключить артиллерийский обстрел города и порта.
Контрудар войск Одесского оборонительного района с высадкой десанта в районе Григорьевки.
В качестве сил морского десанта командование Черноморского флота решило использовать 3-й морской полк капитана К.Корня, только что закончившего формирование в Севастополе. Он включал в себя 3 батальона морской пехоты и минометную батарею (девять 82-мм минометов образца 1938 г.) общей численностью 1900 человек — главным образом краснофлотцев-запасников и добровольцев из состава экипажей кораблей и частей главной базы. Обеспечить действия полка предполагалось путем высадки в районе высоты 57.3 (примерно в 10 км от побережья парашютного десанта в количестве около 20 человек, которые должны были нарушать связь и управление противника, создавать панику в его тылу, оттягивая тем самым на себя часть сил и средств.
Для проведения морской десантной операции командование Черноморского флота вынужденно привлекло боевые единицы, мало для этого приспособленные: крейсера «Красный Крым», «Красный Кавказ», эскадренные миноносцы «Бойкий», «Безупречный» и «Фрунзе», базировавшиеся в Севастополе. В качестве высадочных средств планировалось использовать канонерскую лодку «Красная Грузия» (бывший тральщик типа «Эльпидифор»), 24 катера МО и КМ и 10 самоходных барказов из состава Одесской военно-морской базы. На берегу действия десанта планировалось поддерживать бомбоштурмовыми ударами специально выделенной авиагруппы в составе 63-й бомбардировочной авиабригады и 69-го иап, а также огнем корабельной артиллерии, насчитывавшей более 40 орудий калибра 76-180 мм.
Высадить десант решили в ночь с 21 на 22 сентября. Подразделения проводили интенсивные тренировки. Были заново откорректированы планы посадки и высадки десанта, схемы его размещения на переходе, изготовлены специальные трапы, сходни, лотки для выгрузки боеприпасов и продовольствия, на борт приняты дополнительные плавсредства.
Одновременно с 3-м морским полком в Севастополе формировался и проходил ускоренную подготовку отряд парашютистов, состоящий в основном из моряков-добровольцев авиационных частей флота. С учетом специфики предстоящих действий каждый воздушный десантник вооружался пистолетом-пулеметом с двумя-тремя запасными магазинами, кинжалом и несколькими ручными гранатами. Предполагалось, что все зачисленные в отряд бойцы уже имеют необходимую парашютную подготовку, что на самом деле не соответствовало действительности. Главное внимание на занятиях уделялось основам общевойсковой тактики, приобретению навыков владения огнестрельным и холодным оружием, отработке приемов рукопашного боя. Личному составу не сообщались истинные цели усиленной подготовки отряда. Считалось, что он готовится для длительных партизанских действий в глубоком тылу врага.
Ответственность за операцию возлагалась на контр-адмирала С.Горшкова. Высадку было приказано начать ровно в 1:00 22 сентября, чтобы к 3:00 полностью перебросить весь личный состав десанта на берег. Стремясь заблаговременно вывести наиболее ценные боевые единицы — крейсера «Красный Крым» и «Красный Кавказ» — из-под возможных ударов авиации противника, их командирам капитанам 2 ранга А.Зубкову и А.Гущину приказали сразу же после артподготовки следовать в Севастополь с расчетом за темное время суток как можно дальше оторваться от Тендры. Дальнейшая же поддержка морского полка возлагалась на эсминцы под командованием капитана 1 ранга Порембского.
Посадка десанта на корабли началась в 7:00 21 сентября в Казачьей бухте и продолжалась с использованием самоходных плавсредств в общей сложности около шести часов. Противовоздушная оборона района обеспечивалась непрерывным барражем истребительной авиации, готовностью корабельной и береговой зенитной артиллерии.
Из-за неоднородности состава отряда и стремления как можно рациональнее использовать полезный объем помещений принцип целостности батальонных тактических групп полка при посадке не соблюдался. В течение 35 минут 9 барказов доставили на «Красный Кавказ» 996 человек, 9 минометов, боеприпасы и продовольствие. Несколько дольше осуществлялась погрузка на «Красный Крым» — 1:13, за это время на борт прибыли 721 человек. На эсминцах «Бойкий» и «Безупречный» разместились в среднем по роте — 105 и 107 человек, а общая численность принятого десанта составила 1929 человек.
В 13:30 корабли снялись с якорей и под прикрытием двух пар истребителей И-16 и самолетов МБР-2 начали выходить за внешнюю кромку минного заграждения. Построившись затем в кильватерную колонну (головным шел «Бойкий», за ним «Красный Кавказ» под флагом контр-адмирала Горшкова, «Красный Крым» и концевым — «Безупречный»), они взяли курс на Одессу.
Прибыв в район Григорьевки, корабли десантного отряда встали на якорь в 15 — 20 кабельтовых от берега и в 1:21 начали интенсивную артиллерийскую подготовку, длившуюся более трех часов. За это время было израсходовано 3220 снарядов, причем около 20% из них — в течение первых 10 минут. Стрельба велась главным образом по площадям с использованием осветительных снарядов, значительно облегчавших пристрелку.
В 1:30 началась высадка первого броска десанта — роты под командованием младшего лейтенанта Чорупы. Достигнув через 20 — 30 мин берега, передовые группы зажгли сигнальные огни, ориентируясь на которые, высаживались остальные подразделения. Из-за перегруженности плавсредства зачастую не могли приблизиться к берегу ближе, чем на 100 — 150 м, что увеличило время проведения операции.
С подходом к берегу плавсредств первого броска огонь корабельной артиллерии перенесли в глубину обороны противника с целью воспрепятствовать подходу его резервов. Точные и своевременные целеуказания корректировщиков, передаваемые по радио, позволяли корабельным артиллеристам значительно снизить количество пристрелочных залпов и быстро переходить на поражение.
Используя 7 корабельных барказов, крейсер «Красный Кавказ» в течение двух часов высадил личный состав, после чего начали перевозить боеприпасы. Одновременно аналогичным образом шла переброска десанта с «Красного Крыма» и эсминцев, закончившаяся в 5 ч утра 22 сентября. На заключительном этапе высадки участие в ней приняла и «Красная Грузия», прибывшая в сопровождении катеров с большим опозданием.
В 1:30 с самолета ТБ-3 в районе высоты 57,3 высадили парашютный десант в количестве 23 человек под командованием старшины А.Кузнецова. Сильный ветер, ограниченная видимость, а также явно недостаточная парашютная подготовка не позволили отряду полностью собраться после приземления. В результате некоторым парашютистам пришлось действовать в одиночку, что привело к неоправданным потерям: из 23 человек погибли и пропали без вести более 10. Тем не менее в течение нескольких часов десантники уничтожили 5 линий проводной связи, командный пункт румынского пехотного полка, вывели из строя около 30 солдат и офицеров противника и к рассвету 22 сентября соединились с наступающими подразделениями.
Успешно осуществив высадку, 3-й морской полк сразу же развернул стремительное наступление, которое велось в 2 эшелона. Первый составляли 1-й и 3-й батальоны, продвигавшиеся, соответственно, в направлении Чебанки и Старой Дофиновки, имея одной из задач не допустить переправы румынских частей через Аджалыкский лиман. Еще один батальон полка являлся резервным и составлял второй эшелон.
При активной поддержке корабельной артиллерии (после ухода крейсеров в Севастополь в районе высадки остались эсминцы «Бойкий» и «Безупречный», к которым затем присоединился «Беспощадный»), штурмовой и бомбардировочной авиации морской десант сломил сопротивление противника и уже к 18:00 22 сентября вышел на рубеж Чебанка, высота 57.3, Старая и Новая Дофиновки. Около 6:00 23 сентября подразделения 3-го морского полка соединились в районе совхоза им. Ворошилова с частями 421-й дивизии, полностью выполнив возложенную на них задачу. В ходе боевых действий десантники уничтожили до 200 румынских солдат и офицеров, разгромили штаб соединения, захватили дальнобойную батарею, обстреливавшую город. Потери морского полка составили убитыми 29 и ранеными 407 человек.
Согласно замыслу операции, части Одесского оборонительного района перешли в наступление много позже 3-го морского полка. Около 8 часов утра подразделения 421-й и 157-й стрелковых дивизий после интенсивной артподготовки атаковали противника и, прорвав его оборону, начали продвижение общим направлением на поселок Свердлово. Сопротивление немецко-румынских войск ослабевало, противник, неся значительные потери, начал поспешное отступление к северу. Но к исходу дня румынскому командованию удалось приостановить наступление наших войск, большую активность начала проявлять вражеская авиация.
22 сентября в 13.00 эскадренный миноносец «Безупречный» атаковали 9 пикирующих бомбардировщиков Ю-87, сбросивших на корабль более 30 бомб. Умелым маневрированием удалось избежать прямых попаданий, однако взрывная волна и осколки нанесли кораблю серьезные повреждения, практически лишив его на время хода. Тяжелая участь выпала и на долю эсминца «Беспощадный», на котором бомба разрушила полубак, а поступавшая через пробоины в корпусе вода затопила центральный пост и 3 кубрика. Корабль самостоятельно дошел до Одессы, откуда затем на буксире был уведен в Севастополь.
Ослабление артиллерийской поддержки с моря и все возрастающее сопротивление противника вынудили командование Одесского оборонительного района отдать приказ о прекращении наступления.
В результате контрудара войск OOP, активно поддержанного десантом и кораблями Черноморского флота, были разгромлены 13-я и 15-я румынские пехотные дивизии. Наши войска захватили 19 орудий различного калибра, около 40 минометов, более 1200 винтовок и автоматов, большое количество другого военного имущества. Противник лишился важного в оперативном отношении плацдарма, позволявшего вести прицельный огонь по городу и держать под обстрелом Одесский порт.
В ходе операции защитники города действовали смело и решительно, проявляя инициативу и находчивость. Здесь впервые тесно взаимодействовали десантные подразделения с Сухопутными войсками, авиацией и корабельной артиллерией. Этот опыт не раз затем использовался при проведении морских десантных операций.
Автор:
Алексей Федечкин
Комментарии к посту